avangard-pressa.ru

Реферат Виды политических режимов 3


     Введение
     Политический режим  означает  совокупность  приемов,  методов,  форм,
способов  осуществления  политической  государственной  власти  в  обществе,
характеризует степень политической свободы, правовое  положение  личности  в
обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.
      Режим -  управление,  совокупность  средств  и  методов  осуществления
экономической и политической власти господствующего класса.
    
     Типология политических  режимов  определяется  не  только  социальными
факторами соответствующего  государства,  но  и  нравственными,  моральными,
мировоззренческими устоями общества.  Так,  более  широкая  и  разнообразная
нравственная  природа демократического режима предполагает  признание  таких общегуманистических  ценностей,  как   свобода  совести,  убеждений,  слова,
политический плюрализм и т.д.
     Анализ  различными  школами  политологов  более  ранних   и   нынешних
политических режимов свидетельствует, что ни один из них  не  существовал  в
чистом  виде.  Существуют  и  многочисленные  «промежуточные»   политические
режимы.  В  мире  происходит  постоянная  эволюция   политических   режимов.
Существенное обновление или коренная смена политических режимов  разрешается
либо массами посредством революционных  мер,  либо  правящими  политическими
элитами через проведение реформ и военных переворотов.
   
     Обычно выделяют два основных типа политических режимов:
1. Недемократические политические режимы. Тоталитарный и авторитарный.
2. Демократический политический режим.
   
   
     Демократический политический режим
     В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа.
    Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятие "все" и "народ" далеко не совпадают. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени. В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами, кто имел право участвовать в управлении, в т.ч. осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие (непопулярный гражданин мог быть изгнан из Афин сроком на 10 лет). Столь же суженной была категория граждан в средневековых городах-республиках Северной Италии, в Новгороде и Пскове.
    Только к середине ХХ в., пройдя путь снятия сословных имущественных и других ограничений, становятся реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права, в т.ч. всеобщие выборы в законодательные органы власти. Современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками, в первую очередь либерализмом, т.е. уважением и защитой прав человека, в т.ч. права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
    Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы.
     Основные признаки, характеризующие демократический режим:
1. Суверенитет народа - признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.
4. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
5. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.
6. Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
7. Гарантия основных прав человека.
8. Политический плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
9. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.
10. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.
11. Разрешение конфликтов мирным путем.


    В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.
    В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
 
   Плебисцитарная демократия является другим каналом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение. Референдумы бывают разных видов. Одни из них представляют своеобразный опрос мнения, по которому законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты (в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1991 г.- Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику президента Б.Н. Ельцина). Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции (или поправки к ней), проекты законов. В декабре 1993 г. был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность.
   
     В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
 
     Авторитарный режим (авторитаризм)
    Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) определяют как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима.
     Сохраняются такие режимы с  помощью  аппарата  принуждения  и  насилия
армии.  В  отличии  от  демократического  режима  власти,  где  репрессивный
аппарат действует в  рамках  закона,  в  авторитарном  государстве  средства
насилия, наоборот,  держатся на виду.
      Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления
больше, чем свобода, согласие и  участие  в  политической  жизни  народа.  В
таких условиях рядовые  граждане  вынуждены  повиноваться  законам,  платить
налоги без личного участия в их обсуждении.
      Существующие в авторитарных  государствах  для  ширмы  демократические
институты реальной силы  в  обществе  не  имеют.  Легализуется  политическая
монополия одной партии, поддерживающей режим. При  этом  режиме  исключается
деятельность  других  политических  партий   и   общественных   организаций.
Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются  разделения властей.  Происходит  строгая  централизация  всей  государственной  власти. Главой государства и  правительства  пожизненно  становится  лидер  правящей авторитарной партии.  Вождизм  превращается  в  официальный  государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в  афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.
     Представительные органы на всех уровнях,  даже  если  и  сохраняются,
превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную  власть.  Господствующую роль   играют   вертикальные,   иерархическо-бюрократические   связи   между институтами государства.  Чаще  всего  наделена  особой  политической  ролью армия.
      Авторитарный   режим   обеспечивает   власть   индивидуального     или
коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им  не
допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на  власть
– принцип авторитаризма. Вместе  с тем авторитарная власть не вмешивается  в
те  области  жизни,  которые  непосредственно  не   связаны   с   политикой.
Относительно независимыми могут  оставаться  (но  не  обязательно  остаются)
экономика,  культура,  межличностные   отношения.   В   известных   пределах
допускается  также  независимость  личности.  Короче   говоря,   государство
дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют  институты гражданского общества.
      
      Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или  на
основе неразвитой политической и социальной структур общества.  Возможность
возникновения авторитарного режима в переходном периоде от  тоталитаризма  к
демократии заложена в психологической реакции людей на  кризисную  ситуацию,
в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости.  Они
могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом  страны  из  кризиса.
Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах  Западной
Европы  парламентский  демократический  режим  оказался  неспособным  решать
напряженные социальные конфликты.  В  этих  условиях  возникли  авторитарные
системы, переросшие даже в  фашизм.  Авторитаризм  был  желаемым  режимом  и
после второй мировой войны под влиянием существовавших острых  кономических
и социальных противоречий.
    Современные авторитарные режимы имеют ряд черт переходного режима, занимая промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Авторитарный режим может выступать в форме диктатуры и быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз автократических и демократических тенденций. Такие гибридные режимы получили различные наименования:
   - "демократура" (есть элементы демократии, но нет либерализации, выборы   гарантируют победу правящей партии);


   - "диктабланда" (есть некоторая либерализация, но без демократизации, людям представлены определенные права, но нет развитого гражданского общества);


   - "делегативная демократия" (избиратели делегируют президенту делать все, что он считает нужным).
    В историческом прошлом авторитаризм выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и в форме различных аристократических режимов.
Авторитарные режимы по сравнению с тоталитарными обладают большими шансами перехода к демократии, т.к. здесь уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы, а следовательно, существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества. При переходе от тоталитаризма к демократии требуется не только политические реформы, но и комплексная экономическая реформа
       
    Тоталитарный режим (тоталитаризм)
    Крайняя  форма  авторитарного  режима  –  тоталитаризм.  Формирование
политических тоталитарных режимов стало возможным на  индустриальной  стадии
развития  человечества,  когда  технически  стали   возможными   не   только
всеобъемлющий  контроль  над  личностью,  но  и   тотальное  управление   ее
сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
      В переводе с латинского "тоталитарный" означает " относящийся к целому". В политический лексикон этот термин был введен идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории. В дальнейшем оппоненты фашизма используют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии.
    При определении признаков тоталитаризма у ученых наибольшей популярностью пользуется модель, предложенная американскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себя шесть базовых характеристик:
- централизованное руководство и управление экономикой;


- всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере;


- признание руководящей роли одной партии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры (государственные и партийные структуры сливаются и формируется феномен "партия-государство");


- господство официальной идеологии;


- сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций;


- концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия.
  
   Первые тоталитарные режимы  были сформированы  после   первой  мировой
войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального  развития»
(Италия, Германия, Россия).
      Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями  в
древность. Изначально  его  трактовали  как  принцип  построения  целостного
едино  действующего  общества.  В   VII-IV    вв.   до   н.   э.   теоретики
рационализации  китайской политико-правовой мысли (легисты)  Цзы  Чань,  Шан
Ян, Хань Фэй и другие,  отвергая  конфуцианство,  выступали  с  обоснованием
доктрины  сильного,  централизованного   государства,   регулирующего    все
стороны  общественной  и  частной  жизни.   В   том   числе   за   наделение
административного аппарата экономическими функциями,  установления  круговой
поруки среди населения и чиновничества (наряду с  принципом  ответственности
чиновника за свои дела), систематический контроль государства за  поведением
и умонастроением граждан  и  т.п.  При  этом  государственный  контроль  ими
рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.
      Близким к легистам Китая  тип  тоталитарного  государственного  режима
предложил  Платон.  В  его  более  поздних  диалогах  («Полития»,  «Законы»)
нарисована    социально-экономическая    характеристика    второго,    более
совершенного  и   отличного   от   Афинского   общества,   изображенного   в
«Государстве». Свое втрое по достоинству государство Платон  наделил  такими
чертами:  безусловное  подчинение  всех  граждан  и  каждого  индивидуума  в
отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые  дома
и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения,  а
не частной собственности;  насаждения коллективистских  начал и  единомыслия
в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей;  единая
для всех сограждан религия, политическое и  правовое  равноправие  женщин  с
мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.
      Платоновский закон запрещал  лицам  до  40  лет  выезжать  по  частным
вопросам  за  пределы   государства   и   ограничивал   въезд   иностранцев;
предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью  смертной  казни
или изгнания из страны.
       Платоновская   модель   государственного   режима   для   большинства
современных стран неприемлема, но в каком  общественном  строе  лучше  жить,
понятнее  после  Платона.   Либеральные   демократы,   философы,   Б.Рассел,
К.Поппер, в целом пришли к заключению, что  именно  к  Платону  восходят  как
средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.
      Понятие  тоталитарного  режима  было  разработано  в  творчестве  ряда
немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф.  Ницше,  О.Шпенглера  и
некоторых других авторов. И  тем  не  менее   как  законченное,  оформленное
политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
       Политическое  значение  ему  впервые  придали  руководители  идеологи
фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым,  кто
пустил в оборот термин «тоталитаризм» для  характеристики  итало-фашистского
режима.  В конце 20-х годов английская газета «Таймс»  также  высказалась  о
тоталитаризме  как  негативном   политическом  явлении,  характеризующем  не
только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.
      Западная концепция тоталитаризма,  в  том  числе   и  направления  его
критиков, складывалось на основе  анализа  и  обобщения  режимов  фашистской
Италии,  нацистской  Германии,  франкистской  Испании  и  в  СССР   в   годы
сталинизма. После первой мировой войны  предметом  дополнительного  изучения
политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной  Европы.
     Это  далеко  не  полный   перечень   свидетельствует   о   том,   что
тоталитарные режимы могут  возникать  на  различной  социально-экономической
базе и в  многообразных  культурно-идеологических  средах.  Они  могут  быть
следствием  военных  поражений  или  революций,  появляться   в   результате
внутренних противоречий или быть навязанными извне.
     
       Заключение.
        
       Современные  политологи  выделяют  два  наиболее  общих  политических
режима: демократический и антидемократический. Среди демократических  самыми
распространенными в  мире  являются  парламентский  и  президентский  режим.
Антидемократические,  в  свою  очередь,  подразделяются  на  авторитарный  и
тоталитарный.
       Политический  режим  как  способ  функционирования  той  или   другой
политической    системы    определяется    как     социальными     факторами
соответствующего   государства,   так   и   нравственными,   моральными    и
мировоззренческими устоями общества. В абсолютно  чистом  виде  политические
режимы, как правило, редкость. Поэтому при  их  характеристике  используются
двойные понятия: либерально-демократический,  демократически-авторитарный  и
т.п.
        Через    политические    режимы    правящие    субъекты    оказывают
непосредственное  воздействие  на  народ  в  целом  и  каждого  человека   в
отдельности.
      Демократия, как свидетельствует исторический  опыт  цивилизаций,  дает
более широкий выход энергии и социальному творчеству  личности,  чем  другие
типы  политических  режимов.  Она  выступает  мощным  средством  преодоления
различных видов диктатуры и деспотических правлений.
      Обстановка в мировом сообществе конца  XX  века  свидетельствует,  что
антидемократические  режимы  исторически  и  политически  изжили  себя.  Мир
эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.  Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.
    Список литературы:
1. Базылёнок А.В. Основы политологии: Краткий курс учебного материала. - Могилёв: Могилёвский колледж МВД РБ, 2006.

2. Перевалов Л.А. Теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005


3. http://ru.wikipedia.org/
4. http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=75&r=29